В ноябре 2020 года AMD представила первую видеокарту, способную составить конкуренцию трехтысячной серии – Radeon RX 6800 XT. Продукт получился удачный; Во всяком случае, уровень производительности по сравнению с предшественником из пятитысячной серии вырос значительно. Компания ASUS же в 2021 году выпустила свою версию новинки – TUF Gaming Radeon RX 6800 XT OC. Тут и собственная система охлаждения, и повышенные частоты, и некоторые фирменные технологии. Познакомимся с ней поближе.
Технические особенности
Архитектура AMD RDNA 2
Пожалуй, главная и самая важная «фишка» всей шеститысячной серии – архитектура RDNA 2. Причем цифру 2 следует понимать, как и нумерацию версии архитектуры, так и как множитель: благодаря множественным оптимизациям, добавлению огромного (128 Мбайт) Infinity Cache получилось в одном кристалле собрать вдвое больше вычислительных мощностей, чем в графическом процессоре прошлого поколения (Navi 10). Вот цифры для примера: в Navi 21 5120 универсальных блоков, 320 блоков текстурирования, 128 блоков ROP. В Navi 10 2560 универсальных блоков, 160 блоков текстурирования, 64 блока ROP. Плюс в Navi 21 добавилась поддержка трассировки лучей и DirectX 12 Ultimate. И видеопамяти вдвое больше – 16 Гбайт. На видеокартах RX 6800 XT установлена несколько урезанная версия Navi 21: 4608 универсальных блоков, 288 блоков текстурирования, 128 блоков ROP. На аппетиты графического процессора множитель не распространился, для RX 6800 XT заявлен максимальный TDP около 300 ватт, при том, что RX 5700 XT потреблял более 200 ватт. И это ещё не говорили о более мелких архитектурных усовершенствованиях, как-то переработка блоков ROP, новые блоки Ray Accelerator, поддержка технологии Smart Access Memory (возможность доступа ко всей видеопамяти через шину PCI Express).
Фирменная система охлаждения
На TUF Gaming Radeon RX 6800 XT OC установлен кулер собственной разработки ASUS. Внешне это просто «много ребер, три вентилятора и несколько теплотрубок», но в конструкции скрыто немало особенностей. Так, фирменные вентиляторы Axial-tech с повышенным статическим давлением воздушного потока установлены двух типов: по краям с 11 лопастями, центральный с 13. Вращается он по часовой стрелке, тогда как крайние вентиляторы – против. Такое решение позволяет снизить турбулентность непосредственно перед ребрами радиатора. При обработке основания применялась технология MaxContact, при использовании которой поверхность, контактирующая с кристаллом графического процессора, обрабатывается особенно тщательно. Это снижает термосопротивление перехода основание-кристалл, что положительно сказывается на температурном режиме последнего. Также вентилятор с кожухом выполнены максимально тонкими, чтобы оставить больше места под ребра радиатора. Толщина ребер всего 0,3 мм при межреберном расстоянии 1,5 мм. Такое соотношение толщины к расстоянию снижает аэродинамическое сопротивление радиатора, что увеличивает количество проходящего через него воздуха (при прочих равных) и снижает уровень шума. На торце видеокарты смонтирован микропереключатель, позволяющий определить приоритет регулятора оборотов – «мощность» или температура. От установки переключателя фактическая производительность практически не изменяется, а уровень шума под нагрузкой в «тихом» режиме становиться чуть меньше. Если температура GPU меньше 60 градусов (например, в 2D режиме), то вентиляторы останавливаются, делая видеокарту совершенно бесшумной.
Качественная элементная база
При изготовлении видеокарт используются только высококачественные компоненты (конденсаторы, полевые транзисторы, дроссели, микросхемы, силовые сборки, текстолит т.д.). Процесс установки и пайки деталей на печатной плате полностью автоматизированы. Готовые видеокарты тестируются в течении шести суток под нагрузкой, прежде чем поступить в продажу. Такой подход практически полностью исключает вероятность брака из-за дефектного компонента, человеческого фактора и неблагоприятного воздействия внешних обстоятельств (например, резкое изменение внешних температурных условий при пайке).
Фотографии








Дизайн
Несмотря на то, что ASUS уже не один десяток лет выпускает видеокарты, её удается каждую серию сделать по-своему уникальной. Где-то применением новых элементов, где-то цветовым или световым оформлением, где-то оригинальными техническими решениями. В случае с TUF Gaming Radeon RX 6800 XT OC за основу явно взяты решения прошлых лет, но за счет замысловатой формы металлических элементов (кожуха и защитной пластины) и светящихся элементами в лого TUF на торце выглядит новинка свежо и интересно.
Надо сказать, что пластина на обратной стороне видеокарты выполняет не только декоративную функцию. Она отводит тепло от силовых элементов системы питания и микросхем памяти, контактируя с ними через терморезинки. На лицевой стороне охлаждение элементов системы питания и видеопамяти осуществляется через металлические накладки на радиатор графического процессора. Передачу тепла обеспечивают толстые термопрокладки.
О системе питания. На видеокарте смонтировано два восьмиконтактных разъема доппитания, что вкупе дает теоретический лимит в 370 ватт (считая и возможности интерфейса PCI Express x16). Данного «энергопакета» достаточно для работы Navi 21 даже на повышенных частотах, но система питания требуется серьезная. Преобразователь питания для графического процессора 14-фазный, под управлением контроллера Infineon XDPE132G5C. Напряжение для памяти формирует трехфазный преобразователь, им управляет контроллер Infineon IR35217. Силовые сборки в количестве 17 штук распаяны на лицевой стороне платы, по обе стороны от графического процессора. Микросхемы видеопамяти в количестве шести штук распаяли также на лицевой стороне, тип GDDR6, производитель Samsung.
Видеовыходов четыре – три DisplayPort версии 1.4a и один HDMI версии 2.1. Планка крепления стандартная, двухслотовая, хотя сама видеокарта при толщине в 58 мм занимает полноценные три слота, и ещё один её необходим для притока холодного воздуха.
Технические характеристики
Модель видекокарты | TUF-RX6800XT-O16G-GAMING |
Видеоядро | Navi 21, архитектура RDNA 2 |
Техпроцесс | 7 нм |
Количество транзисторов | 26,8 млрд |
Потоковые процессоры (ALU) | 4608 |
Текстурные блоки (TMU) | 288 |
Блоки растеризации (ROP) | 16 |
Блоки Ray Accelerator | 72 |
Частота GPU | 2065 – 2489 МГц |
Объём видеопамяти | 16 Гбайт |
Частота видеопамяти | 16 000 |
Шина видеопамяти | 256 бит |
Тип видеопамяти | GDDR6 |
Интерфейс | PCIe 4.0 x16 |
Разъемы питания | 2x 8-контактных |
Видеовыходы | 1x HDMI 2.1 3x DisplayPort 1.4a |
Поддержка DirectX 12 | Да, DX 12 Ultimate |
Поддержка Vulkan | Да |
Поддержка AMD FreeSync Premium Pro | Да |
TDP | 300 Вт |
Рекомендуемая мощность блока питания | 750 Вт |
Габариты | 320 x 140 x 58 мм |
Частота GPU под нагрузкой варьируется от 2065 до 2489 МГц, видеопамяти от 14768 до 16024 МГц. Приписку «OC» в названии поставили не зря – официальный Boost-режим ограничен 2250 МГц, а в нашем случае графический процессор прибавил почти 250 МГц сверху.
Тестирование
Видеокарта TUF Gaming Radeon RX 6800 XT OC прошла через стандартный цикл тестов. Производительность оценивалась как в 3DMark, так и в популярных играх. Все тесты проходили при максимальных и средних настройках графики, в разрешениях FullHD (1920×1080 пикс), QHD (2560х1440 пикc) и 4K (3840×2160 пикс).
Тестовый стенд:
- Процессор: Intel Core i9-9900K
- Материнская плата: ROG MAXIMUS XII FORMULA
- Система охлаждения: Be quiet! Silent Loop 360;
- Оперативная память: 2 x 8 Гбайт DDR4-2666
- Видеокарта: ASUS TUF Gaming Radeon RX 6800 XT OC;
- Накопитель: Kingston A2000 512 Гбайт NVMe;
- Блок питания: Enermax Platimax 1200 Вт;
- Монитор: AOC G2868PQU;
- Операционная система: Windows 10 Pro, 64 bit;
Assassin’s Creed Valhalla | ||
1920 х 1080 | Ultra | 119 |
Medium | 164 | |
2560 х 1440 | Ultra | 103 |
Medium | 143 | |
3840 х 2160 | Ultra | 71 |
Medium | 96 |
Control | ||
1920 х 1080 | Ultra | 153 |
Medium | 198 | |
2560 х 1440 | Ultra | 106 |
Medium | 128 | |
3840 х 2160 | Ultra | 47 |
Medium | 63 |
Cyberpunk 2077 | ||
1920 х 1080 | Ultra + RT Max | 29 |
Ultra | 103 | |
Medium | 119 | |
2560 х 1440 | Ultra + RT Max | 24 |
Ultra | 78 | |
Medium | 114 | |
3840 х 2160 | Ultra + RT Max | 12 |
Ultra | 39 | |
Medium | 61 |
Far Cry New Dawn | ||
1920 х 1080 | Ultra | 107 |
Medium | 121 | |
2560 х 1440 | Ultra | 99 |
Medium | 118 | |
3840 х 2160 | Ultra | 95 |
Medium | 111 |
Metro Exodus | ||
1920 х 1080 | Ultra | 71 |
Medium | 145 | |
2560 х 1440 | Ultra | 49 |
Medium | 98 | |
3840 х 2160 | Ultra | 28 |
Medium | 57 |
Watch Dogs: Legion | ||
1920 х 1080 | Ultra | 94 |
Medium | 126 | |
2560 х 1440 | Ultra | 86 |
Medium | 119 | |
3840 х 2160 | Ultra | 52 |
Medium | 94 |
DIRT 5 | ||
1920 х 1080 | Ultra | 105 |
Medium | 156 | |
2560 х 1440 | Ultra | 95 |
Medium | 142 | |
3840 х 2160 | Ultra | 75 |
Medium | 108 |
Red Dead Redemption 2 | ||
1920 х 1080 | Ultra | 66 |
Medium | 158 | |
2560 х 1440 | Ultra | 48 |
Medium | 126 | |
3840 х 2160 | Ultra | 33 |
Medium | 92 |
Shadow of the Tomb Raider | ||
1920 х 1080 | Ultra | 147 |
Medium | 169 | |
2560 х 1440 | Ultra | 127 |
Medium | 155 | |
3840 х 2160 | Ultra | 69 |
Medium | 101 |
Total War: Three Kingdoms | ||
1920 х 1080 | Ultra | 122 |
Medium | 172 | |
2560 х 1440 | Ultra | 97 |
Medium | 148 | |
3840 х 2160 | Ultra | 51 |
Medium | 106 |
С FullHD и QHD разрешениями у видеокарты проблем нет: любые настройки, любые «улучшения» картинки не повлияют на игровой процесс. Исключением можно назвать только Cyberpunk 2077, в котором активация трассировки лучшей на максимальном качестве очень сильно роняет производительность (эх, сюда бы аналог DLSS…). Если же отключить эту модную, красивую, но очень требовательную к ресурсам технологию, то получить свои 60+ fps можно без проблем. Red Dead Redemption 2 при активации всех улучшений графики также значительно роняет число кадров в секунду, но это правится отключением полноэкранного сглаживания.
Что же до 4K, то многое зависит от самой игры. Тяжелые тайтлы вроде Metro Exodus, Watch Dogs: Legion, Cyberpunk 2077 (без RT), Control даже без трассировки лучшей неплохо нагружают видеопроцессор, и тут уж каждый подбирает под себя параметры картинки: кому-то важнее красота, а кому-то количество кадров в секунду. С «простыми» играми вроде Assassin’s Creed, Far Cry, Shadow of the Tomb Raider, DIRT 5 ситуация попроще: мощного GPU хватает для 70+ кадров в секунду на любых настройках, играй да радуйся.
Температурный режим графического процессора и видеокарты в целом под нагрузкой иначе как отличным не назвать: 65…67 градусов при 32 комнатной температуры (открытый стенд). Вентиляторы при этом вращаются на 2900 оборотах в минуту, что почти максимум, и при этом практически не напрягают слух даже на открытом стенде. Разгон вентиляторов до 100% (3000 об/мин) позволяет убрать ещё 5 градусов, снизив нагрев GPU до 60…62 по Цельсию.
В фирменной утилите GPU Tweak II можно поиграть с тремя пресетами: Silent Mode, OC Mode и Gaming Mode. Кардинально на производительность они не влияют, но пиковое энергопотребление разнится (257, 273 и 289 ватт соответственно). Температурная разница между режимами колеблется в районе одного-двух градусов, что, опять же, «погоды не делает».